Американцы блокируют поставки компонентов для гражданского российского самолёта, но мы не будем блокировать поставки титана для Боингов.

Пишет Виктор Алкснис.

Уже два с лишним десятилетия бью тревогу в связи с тем, что в связи с политикой деиндустриализации России, проводимой Ельциным (8 лет) и Путиным (20 лет), мы утратили тысячи и тысячи технологий, позволяющих России считаться мировой технологической державой. Но это остается гласом вопиющего в пустыне.

Пару дней назад США заявили, что отказывают России в праве поставлять знаменитый пассажирский Супер-Джет (Sukhoi Superjet 100), который рекламировался, как величайшее достижение российское авиапрома, Ирану. Дело в том, что 85 процентов деталей этого самолета являются иностранными и Россия не в состоянии их производить. А аналогичные российские технологии за последние годы были уничтожены Ельциным и Путиным. Да-да, именно Ельциным и Путиным, поскольку они, как президенты России, проводили политику, направленную на уничтожение отечественной высокотехнологичной промышленности.

Сегодня пришло сообщение, что США запретили России производство новейшего российского пассажирского самолета МС-21, поскольку удлиненное композитное крыло этого самолета было изготовлено из материалов, производства компаний Hexcel (США) и Toray Industries (Япония). А между прочим 20 лет назад этими технологиями обладали и мы. Но сегодня на месте тех заводских корпусов, где мы выпускали эти материалы, стоят офисные и торгово-развлекательные центры. А без этого удлиненного композитного крыла самолет МС-21 не способен конкурировать с новейшими самолетами «Boeing» и «Airbus». И вместо покаяния за содеянное, мы в очередной услышим от президента РФ слова о великих достижениях под его руководством.

И поэтому я устал.

Но это не означает, что я сдался. Я буду продолжать бороться за возрождение России. Потому, что Путины приходят и уходят, а Россия остается.

Виктор Алкснис

Экономический новости издания Pravda.ru (со ссылкой на Kommersant).

США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла российского самолета МС-21- ключевого перспективного проекта в российском гражданском авиапроме. Об этом сообщила газета «Коммерсант» со ссылкой на двух топ-менеджеров отрасли и высокопоставленного чиновника в аппарате правительства. Речь идет о компонентах производства американской Hexcel и японской Toray Industries.

По словам опрошенных газетой экспертов, удлиненное композитное крыло является одним из конкурентных преимуществ МС-21. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Весь проект Счетная палата оценивала в 438 млрд руб. Санкции наложены на АО «Аэрокомпозит» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) и АО «ОНПП «Технология» имени Ромашина» («Ростех»).

Теоретически специализацию может освоить Елабужский завод композитных изделий, но это приведет к сдвигу сроков реализации проекта, как минимум до 2025 года и потребует дополнительных инвестиций более, чем 50-55 млрд руб. лей. Есть так же есть вариант замены композита на металл, однако это резко снизит конкурентные преимущества лайнера.

В «Ростехе» «Коммерсанту» назвали проблему «надуманной»: «Есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки. Отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается». В аппарате вице-премьера Юрия Борисова заявили, что «в правительстве в деталях знакомы со всем, что происходит с МС-21. Проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует».
Однако невозможно разделить этот оптимизм, так как это уже второй тревожный сигнал за неделю. Два дня назад проблемы с экспортом в Иран возникли у компании «Сухой», оказалось, что 10-22 % деталей ее гражданского самолета Supеrjet-100 производятся в США, которые запретили его экспорт в Иран.

Возникают вопросы. Почему за пять лет санкций и проведения политики импортозамещения в ключевой отрасли с огромным экспортным потенциалом не решена проблема перехода на отечественные комплектующие и материалы? И второй — почему мы позволяем себя «пинать», не находя достойного ответа? «Боинг», похоже, уже считает дочерним предприятием российскую «Ависму», производящую для него титановые детали.

Таких случаев больших репутационных, финансовых и временных потерь будет все больше, так как санкции будут только усиливаться, а повод для них всегда найдется. В среду прошла новость, что газовики перевели Калининградскую область на сжиженный газ. И хотя это будет дороже магистального, но оправдано со стратегической точки зрения. Так почему же в авиастроении — не придерживаются такой понятной позиции?

Как сказал «Правде.Ру» главный редактор портала Avia. ru Роман Гусаров, такие проекты как МС-21 реализуются в течение порядка 10-ти лет с «закладкой» туда и технологий, и поставщиков, и партнеров. «Никто подумать не мог, что ситуация изменится настолько, что будут санкции, причем они до сих пор касались оборонных предприятий, а не гражданских предприятий, коим является ОАК» —, отметил эксперт.

«Очевидно, что здесь речь идет о нечестной конкуренции со стороны американцев. Например, «Аэрофлот» приобрел 50 самолетов «Боинга», Это порядка 5 миллиардов долларов», сказал Роман Гусаров. По его мнению, «технологически произвести крыло из отечественных материалов можно уже сейчас, но придется повторить весь комплекс испытаний по сертификации заводов, материалов и самолета по европейским стандартам. На это «уйдет года полтора, не меньше».

Боингу запрещать российские композиты не нужно.

По словам Романа Гусарова, России не нужно в своем ответе запрещать продажу «Боингу» титановых изделий. «За 3-4 года все производители авиационной техники нарастят его производство в других странах, а мы уже на этот рынок никогда не вернемся. Наша страна потеряет огромные бюджетные деньги, рабочие места и налоги. Огромное производство, которое, по большому счету, держится на зарубежных заказах, может оказаться на грани закрытия», — сделал вывод эксперт.

Со своей стороны глава Комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов полагает, что «мы могли титан прекратить поставлять Boeing и Airbus». Но тогда может быть ответ — самолеты Boeing и Airbus могут быть помещены в санкционные списки для России. Это означает, «что у нас просто исчезнет такое понятие как воздушный транспорт страны, так как около 95% пассажирооборота выполняется на самолетах западного производства».

«Мы в 1990 году в системе Министерства гражданской авиации имели 15 тысяч летательных аппаратов. И ни одного западного. Ни одного! И прикрывали все ниши малой авиации: самолет Ан-2, маленькие вертолетики; средней авиации: самолет М-24 и Як-40 и подобные; межрегиональной авиации: самолеты ТУ-134, 154, ТУ-204, ТУ-214 и так далее, международной дальней авиации: ТУ-114, Ил-62 и других. Первый сверхзвуковой самолет наш полетел по расписанию рейсом «Москва — Алма-Ата». Не французский «Конкорд», а мы полетели. То есть мы были великой авиационной и самолетостроительной державой. Ныне, видите, куда мы скатились куда за эти 30 лет? Стыдоба», — сказал Олег Смиронов для «Правды.Ру».

Pravda.ru
http://www.pravda.ru/economics/industry/aviation/10-01-2019/1404323-avia-0/

Денис Артемьев
Наталья Ростова

#Россия

Поделиться новостью:
  • 13
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о